Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85

Параметры готовности

 

Как  определить степень социальной адаптации ребенка в ДОУ?

Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол ,воспитатель может сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка.

Напомним ,что успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

-эмоциональное состояние

-коммуникабельность

-послеполуденный сон

- аппетит

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3,т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже критерии характеристики разных оценок (+1+2,+3,0,-1,-2,-3) Суммарно по всем четырем факторам мозжно получить +12 или-12 баллов, в интервале чего и определяются уровни адаптации.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днём( когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или может быть сколь угодно долгой.

Уровень, т .е. успешность адаптации ,выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакции  (П)

 

 

Адаптация

    Сроки (А)

Поведенческие  реакции (П)

Уровни адаптации

Легкая

До 5 дн.-1 недели

    +12…….+8

А-1 и П-1

А-1 и П-2  высокий

Средняя

От 15 дн.- до 3 недель

    +7………0

А-2  и  П-2

А-2   П-3   средний

Усложненная

До 25 дн.-5 недель

    -1……….-7

А-2   и   П -3

А – 3  и  П-4  сложный

Дезадаптация

  Более 5 недель

     -8………-12

А -3   и П -4

А -4   и П-4  дезадаптация

 

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации :

1.   ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ   СОСТОЯНИЕ  РЕБЕНКА

+3   Весел, жизнерадостен ,подвижен ,активен

+2   Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1   Иногда задумчив ,замкнут.

-1   Лёгкая плаксивость, хныкание.

-2   Плачет за компанию, плач приступообразный

-3   Сильный ,профилактический плач подавленное настроение.

 

2.СОЦИАЛЬНЫЕ  КОНТАКТЫ  РЕБЕНКА

+3   Много друзей, охотно играет с детьми.

+2   Сдержан, просится на руки ,неохотно играет с детьми.

+1   Безразличен к играм ,отстранен, замкнут.

-1   Невесел, с детьми не контактирует даже если вовлечен в игру.

-2   Проявляет тревогу ,бросает начатые игры.

-3   Недружелюбен, агрессивен, мешает играть детям.

 

3.СОН   РЕБЕНКА

+3   Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.               -2   Засыпает с плачем, долго Беспокоен во

+2   Сон спокойный.                                                                           сне.

+1   Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.          -3   Отсутствие сна , плач.      

-1   Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

       4.  АППЕТИТ      РЕБЕНКА

+3   Очень  хороший  аппетит, съедает все с удовольствием

+2   Нормальный аппетит ест до насыщения.

+1   Аппетит выборочный ,но  насыщенный

-1   Отвергает некоторые блюда ,капризничает.

-2   Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго ,не охотно.

-3   Отвращение к еде ,кормление мучительно.

 

 

ПЕРВЫЕ  ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО  РЕБЕНОК  АДАПТИРОВАЛСЯ

 

-   хороший аппетит

-   спокойный сон

-   охотное общение с другими детьми

-   адекватные реакции на любое предложение воспитателя

-   нормальное эмоциональное состояние.

 

 

 

АЛГОРИТМ  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  АДАПТАЦИИ  РЕБЕНКА  К  УСЛОВИЯМ

   ДОШКОЛЬНОГО      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   УЧРЕЖДЕНИЯ.

 

АДАПТАЦИЯ- как процесс и результат усвоения опыта общения и совместной деятельности.

 

ЦЕЛЬ: Подготовка ребенка к самораскрытию ,самореализации социальных и творческих способнос

             тей

                                                        У С Л О В И Я

 

Учет индивидуально-       Учет факторов риска       Организация общения           Формирование

психологических               усложняющих                  детей в совместной                 самоконтроля.

особенностей.                    адаптацию.                       деятельности.

 

 

                                                        М Е Х А Н И З М

 

Мониторинг: педагог- воспитанник                           Психолого-педагогические технологии

                        педагог-родитель                                   диагностико –коррекционного , развивающего

                                                                                         характера.

 

 

                        ТИПИЧНЫЕ   РОДИТЕЛЬСКИЕ      ПРОБЛЕМЫ

 

ПОВЫШЕННАЯ  ТРЕВОЖНОСТЬ .Некоторые родители видят что ребенок недостаточно самостоятелен в группе (например ,не приучен к горшку).Они пугаются и перестают приводить его в  детский сад. Это происходит потому ,что взрослые не готовы  «оторвать»  ребенка от себя.

Родители должны усвоить , что их повышенная тревожность передается малышу и создает проблемы периоду адаптации.

 

Некоторые родители не могут понять, почему их ребенок в детском саду должен быть ограничен  в своем поведении. Ведь дома он делал то, что хотел.

Психологи разъясняют, что процесс ранней социализации состоит в том, чтобы ребенок привык к тем ограничениям в поведении, которые  необходимы при пребывании в коллективе сверстников в частности.

ПСИХОЛОГО –ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ПАРАМЕТРЫ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ

ПОСТУПЛЕНИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

 

Прогноз адаптации  (По среднему числу баллов)

Готов к поступлению в ДОУ      3-2,5 ,   12 баллов

Условно  готов                             2,5 –2,    8 баллов

Не готов                                         1,9 -1 , 4 балла

                           П А Р А М Е Т Р Ы

Дополнительный воп-рос к матери ребенка

Оценка в баллах

                    1. П О В Е Д Е Н И Е

 

 

НАСТРОЕНИЕ

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

Какое из перечисленных настроений преобладает

 

3

2

1

ЗАСЫПАНИЕ

Быстро (до 10 минут)

Медленное

Спокойное

Неспокойное

С дополнительными воздействиями

Без дополнительных воздействий

Как засыпает Ваш ребенок?

 

 

 

Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?

 

3

2

3

2

2

3

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  СНА

Соответствует возрасту

Не соответствует возрасту

Какова длительность сна?

 

3

1

АППЕТИТ

Хороший

Избирательный

Неустойчивый

Плохой

Какой аппетит у Вашего ребенка?

 

 

4

3

2

1

ОТНОШЕНИЕ К  ВЫСАЖИВАНИЮ  НА  ГОРШОК

Положительное

Отрицательное

Как относится Ваш ребенок к данной процедуре?

3

1

НАВЫКИ  ОПРЯТНОСТИ

Просится на горшок

Не просится, но бывает сухой

Не просится, ходит мокрый

 

 

3

2

1

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ    ПРИВЫЧКИ

Есть (какие?)

Нет

Сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д

 

1

3

   2.НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ

(см.Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста. Контроль за нервно-психическим развитием детей раннего возраста. Карту развития и поведения ребенка)

-соответствует возрасту

-ниже на один эпикризный срок

-ниже на 2-3эпикризных срока

Выявляется методом диагностики

 

 

 

 

3

2

1

    3. Л И Ч Н О С Т Ь

Проявление познавательных потребностей( по наблюдениям матери и пед-га)

В ПОВСЕДНЕВНОЙ  ЖИЗНИ

Проявляет познавательные потребности

Проявляет недостаточно

Не проявляет

 

 

 

 

3

2

1

Интересуется игрушками, предметами – дома и в новой обстановке

Да

Иногда

Нет

 

 

3

2

1

Проявляет интерес к действиям взрослых

Да

Иногда

Нет

 

 

3

2

1

Любит заниматься :внимателен ,активен, усидчив

Да

Иногда

Нет

 

 

3

2

1

 

 

 

ПРИ  ОБУЧЕНИИ

Проявляет интерес, активность

Проявляет недостаточно

Не проявляет

 

 

3

2

1

ИНИЦИАТИВНОСТЬ  В  ИГРЕ

Проявляет инициативу по всем указанным параметрам

Умеет сам себе найти дело : Да

                                                  Нет

Есть фаза подготовки игры самостоятельно

С помощью взрослого

Проявляет элементы воображения : Да

                                                             Нет

 

 

 

3

1

3

2

3

1

ИНИЦИАТИВНОСТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО  ВЗРОСЛЫМИ

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам  не вступает  в контакт

 

 

3

2

ИНИЦИАТИВНОСТЬ  ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ  С  ДЕТЬМИ

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

 

 

3

2

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доводит начатое дело до конца

 Не всегда

 Не доводит

 

 

3

2

1

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ  В  ИГРЕ

Умеет играть самостоятельно в отсутствии  взрослого

Не всегда

 Не играет сам

 

 

3

2

1

СОЦИАЛЬНЫЕ  СВЯЗИ  СО  ВЗРОСЛЫМИ  И  ДЕТЬМИ

Легко идет на контакт со взрослыми

Избирательно

Трудно

Легко вступает в контакт с детьми

Избирательно

Трудно

 

 

НАЛИЧИЕ  ОПЫТА  СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО

ВЗРОСЛЫМИ

Есть

Недостаточно

Нет

 

 

 

3

2

1

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Есть

НЕ всегда

Нет

 

 

3

2

1

АДЕКВАТЕН К ОЦЕНКЕ  СВОЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛЫМИ

Да

Не всегда

Нет

 

 

3

2

1

ОПЫТ  РАЗЛУКИ  С  БЛИЗКИМИ

Перенес разлуку сравнительно легко

Тяжело

 

 

3

2

АФФЕКТИВНАЯ  ПРИВЯЗАННОСТЬ К КОМУ-ЛИБО ИЗ  ВЗРОСЛЫХ.

Есть

Нет

 

 

 

 

1

3

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"